Нужно действовать, а не изображать деятельность

24 декабря 2014 00:00
Клочай  Виктор Владимирович
Клочай Виктор Владимирович
Глава Координационного совета отделения РСПП в ПФО

По мнению Виктора Клочая, 2015 год для отечественной промышленности будет сложным. В условиях введенных экономических санкций, кризисных явлений и снижения доступности кредитных ресурсов, чтобы удержаться на плаву и двигаться вперед, Виктор Владимирович Клочай считает целесообразным развивать экспортное направление, ставить четкие задачи и ответственно подходить к их исполнению.

По мнению вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Виктора Клочая, 2015 год для отечественной промышленности будет сложным. В условиях введенных экономических санкций, кризисных явлений и снижения доступности кредитных ресурсов, чтобы удержаться на плаву и двигаться вперед, Виктор Владимирович Клочай считает целесообразным развивать экспортное направление, ставить четкие задачи и ответственно подходить к их исполнению.

-- Виктор Владимирович, насколько нам известно, в начале  декабря в Москве состоялось  очередное совещание по закону  о промышленной политике, который  готовится ко второму чтению  и активно обсуждается. Вы присутствовали на нем, и нам хотелось бы узнать последние новости по этому законопроекту.

-- Сейчас готовятся поправки  ко второму чтению законопроекта, но хочу отметить, что тот документ, который принят в первом чтении, уже во многом соответствует требованиям и чаяниям промышленников. Хотя, на мой взгляд, это не столько закон о промышленной политике, сколько о создании благоприятных условий для развития индустрии. Во время последнего совещания стало понятно, что министерство промышленности слышит предложения производственников и соблюдает их интересы: те вещи, о которых мы говорили раньше, но из-за специфики законотворческого процесса их невозможно было прописать в основном документе, теперь отражены в подзаконных актах. Причем, для этой работы привлекались серьезные эксперты и отраслевые специалисты. Если во второй редакции проекта буду учтены последние замечания промышленников, то он получится вполне рабочим. Я думаю, что после его принятия появится очень много интересных инструментов и мер поддержки промышленных предприятий.

-- Если говорить о  региональных инициативах: в октябре  этого года на заседании правительства  Нижегородской области губернатор  предложил создать программу  по стимулированию спроса на  продукцию промпредприятий региона  подобную программе «Покупай нижегородское», развивающей потребительский спрос. Как вы относитесь к такой идее? Возможна ли ее реализация?

-- Я поддерживаю такие подходы  и позицию губернатора разделяю. И вот почему: хотим мы того  или нет, но регионы России  конкурируют между собой, как некие территориальные корпорации. И каждый субъект отслеживает, насколько популярна продукция, произведенная на его территории среди населения региона, и за его пределами. Это важно и актуально, поскольку позволяет повышать конкурентные свойства товаров и услуг и улучшать их продвижение. Чем больше продукции с высокими конкурентными свойствами, тем больше конкурентоспособных предприятий, а, значит, и позиция региона  в целом по сравнению с другими лучше. Но тут важно знать, сколько такой востребованной промышленной продукции на территории области производится, чтобы ее продвигать.

-- Сегодня федеральные и региональные власти ищут новые способы поддержки промышленности, которая оказалась в новых для нее условиях. Я имею в виду международные санкции и одновременно кризисные явления в экономике. На ваш взгляд, их влияние уже заметно на российской промышленности?

- Конечно, влияние санкций сказывается: мы видим, что происходит с динамикой, темпы роста промышленного производства снижаются. Действуют как внешние, так и внутренние факторы. Основным, я бы назвал, падение цен на нефть, что, наряду с ограниченными возможностями работать в международной финансовой системе и осуществлять заимствования, приводит к обвалу рубля. Я не разделяю позиции тех, кто говорит, что санкции на нас не влияют. Это не правда. Не надо самих себя обманывать. Другое дело, что нужно искать внутренние резервы, принимать правильные, а главное своевременные решения, действовать эффективнее. Очень важно не заговорить проблемы, а, понимая пути решения, их решать. Вот с этим у нас есть сложности: как отмечалось в ноябре на «Форуме действий» Общероссийского народного фронта, только 20% поручений Президента исполняется. Я бы добавил , это относится и к решениям Правительства. При таком уровне исполнительской дисциплины в высших эшелонах власти, при низкой эфективности работы Правительства, запаздывающих и малоадекватных решениях Центрального банка,  расчитывать на положительный результат будет сложноНо хочется верить, что с помощью тех мер и задач, которые озвучил Президент в своем послании, мы сумеем удержать ситуацию.

-- Каких итогов года  следует ждать от российских  промышленников? И каким будет 2015 год?

- По моим оценкам, сохранить показатели объемов производства на уровне уходящего года при отсутствии адекватных реальных мер поддержки практически невозможно. В целом думаю, что 2015 год для отечественной промышленности будет более чем проблемным, а это, безусловно, скажется на индексе промпроизводства.Практически парализована работа по кредитованию предприятий – переформатирован залоговый коэффициент, ужесточаются требования к кредиторам, вводится огромное количество ковенант, постоянно повышаются ставки, даже на те кредитные линии, которые уже были открыты. Сегодня мы видим тенденцию, когда в открытии новых кредитных линий банки не отказывают в лоб клиентам, но создают такие условия, когда кредит невозможно взять, потому что он дорогой, или потому что почти невозможно выполнить, предъявляемые к заемщику требования. Можно, конечно, говорить о том, что у банков есть для этого объективные причины (была повешена ставка рефинансирования), но если все понимают, что другого выхода у банковского сектора нет, не нужно тогда декларировать намерение сделать кредиты доступными. То есть слово расходится с делом, в то время, когда нужно действовать, а не изображать деятельность. Вчерашнее решение поднятьучетную ставку ЦБ до 17% – это последний гвоздь в крышку гроба инвестиций и программ развития на ближайшее время.

-- В этом году после  введения режима санкций президент  дал поручение решить в течение  трех лет вопрос с импортозамещением  продукции, которая закупалась ранее  в Европе и США предприятиями  промышленного и оборонного комплексов. На ваш взгляд, реально ли это? Каким образом?

- Эта тема возникает не впервые и решалась не раз. Например, в период индустриализации и во время послевоенного восстановления нужно было решать сложные задачи, когда промышленность создавалась или восстанавливалась из разрухи. Это получилось, потому что была воля и были реализаторы – люди, которые понимали, как нужно организовать процесс, что и как нужно делать, и умели это делать. Так вот сейчас, на мой взгляд, у нас проблемы с исполнителями, и еще не хватает ответственности и контроля. Например, полтора года назад премьер проводил совещание по станкостроению. Создали рабочую группу, потом специальную компанию (АО «Станкопром» - Ъ ), поставили задачи… У меня вопрос: какова программа развития отечественного станкостроения? Где станочный парк? Сколько наименований и какой номенклатуры за это время произведено? И это лишь один пример. В ноябре на форуме Общероссийского народного фронта и в послании Федеральному собранию президент четко сформулировал цели и задачи и расставил акценты на ближайшие несколько лет. Но о многих вещах говорилось ранее, а они по каким-то причинам не реализованы. Между тем, экономическая ситуация зависит от решения конкретных задач. Если цели сформулированы для каждой отрасли, для каждого вида деятельности, есть конкретные показатели, время, за которое их необходимо достичь, значит, нужно выработать набор конкретных действий с непременной их реализацией. Если  мы не делаем этого вовсе, или делаем с большим временным лагом, то мы просто проедаем ресурсы, и никогда не получим должного результата.

Так вот, тему импортозамещения мы забалтываем, я считаю. Должна работать система отбора проектов, действовать четкий механизм их поддержки и продвижения, чтобы инвесторы не ходили по кабинетам, предлагая свои идеи и получая в ответ отказ из-за непонимания сути и значимости проекта. Но вместо этого сегодня мы договорились до абсурда. Одни говорят, «нам нужно импортозамещение», а другие – «нет, товарищи, нам нужно опережающее импортозамещение!». Что это значит? Как это понимать?

-- А экспортировать продукцию  российских промпредприятий сегодня  сложно? 

- Если говорить с точки зрения санкций, то запрет на экспорт продукции коснулся некоторых крупных предприятий – это единичные случаи. Экспортноориентированные предприятия, которые закупают сырье или комплектующие внутри России в рублях, а продукцию поставляют за рубеж, сегодня себя чувствуют хорошо. Но таких в обрабатывающих отраслях, к сожалению, немного. Перед всеми остальными стоит задача развивать экспортное направление. Это перспектива следующего года, это та возможность, которая позволит удержаться на плаву и двигаться вперед. Если, конечно, наши западные партнеры не решат, как говориться, «расширить и углубить» санкции. При том, что в большей степени, чем по американским, санкции бьют бумерангом именно по европейским компаниям. Особенно это касается Германии, Австрии, Чехии и Франции, Италии поскольку многие проекты в результате введенных ограничений оказались парализованы и остановились. Возвращаясь к теме экспортных поставок… Хочу отметить, что продукт, который может заместить импорт – экспортно-ориентированный продукт. Это две стороны одной медали. При этом должно быть замещение не по наименованию, а по свойствам: товар должен быть конкурентоспособным, чтобы при правильном маркетинговом и логистическом подходах, его можно было продать за пределами России. А посему проблема импортозамещения сегодня сверхактуальна, и её надо решать темпово и последовательно.

Газета «Коммерсантъ» (Нижний Новгород)

Поделитесь